Самый известный нидерландский живописец и график XVI века предпочитал больше писать жанровые сцены, созданные из мироощущения и настроения народа в период буржуазной революции.
От написания сатирических рисунков, он перешёл к более серьёзным и сдержанным по смысловой нагрузке картинам с целостным сюжетом.
Мощные жизненные силы, неиссякаемое жизнелюбие и достоинство народа художник отображает на многих своих полотнах. Огромный отпечаток, с сочетанием трагизма и скорби, на его творчестве отложил испанский терро в нидерландских деревнях.
Брейгель всегда размышлял о людских греха и глупостях, а также бренности жизни человека.
На картине «Мизантроп» художник изобразил злого на жизнь карлика, который крадёт кошелёк у идущего угрюмого старика. Картина наполнена тёмной иронией и сарказмом, однако, что именно хотел выразить Брейгель – до сих пор не ясно. Но с другой стороны, можно расценивать картину, как указание автора на лицемерную добродетель старика, который кидает несчастному кошелёк, не делая тем самым добро, а указывает тем самым на пороки карлика, хотя сам он не замечает своих изъянов.
Безусловно, главную роль в этом сюжете играет лицемерный старик монах, одетый в черную рясу, медленно шагающий по своей «жизненной дороге». Также видно его красный кошелёк, который полностью заполнен деньгами. Этот кошелёк пытается украсть оборванец, находящийся окруженный символическим шаром, символизирующий мир.
Вдалеке виднеется фигура Доброго Пастыря, который вывел на прогулку отару овец. Этой сценой художник показывает зрителю смысл добра и зла в жизни людей, сопоставляют происходящее на заднем и переднем фонах.